75 лет победы|

К приближающемуся 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Союз Машиностроителей России принял решение о реализации проекта «В памяти — Великая Победа». Проект направлен на сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, развитие активной гражданской позиции и формирование нравственных ценностей на примерах подвига героев фронта и тружеников тыла.
Ростовское региональное отделение «Союза Машиностроителей России» сообщает, что новочеркасцы поддержали проект Союза машиностроителей России — «В памяти Великая победа», посвященного 75-летию знаменательной даты. Проект в Новочеркасске проходит совместно с МУП РГ «Новочеркасские ведомости» и МУП «Донская столица». Особенностью проекта является его дистанционность.
Перелистать легендарные страницы истории машиностроительных предприятий Дона, внесших огромный вклад в победу на фронте и в тылу, посмотреть кадры кинохроники можно будет на как сайте нашего регионального отделения, так  и в социальных сетях.

ЮФУ в годы войны: часть первая

(Здесь и далее — по материалам Сергея Ивановича Буйло, доктора физико-математических наук, заведующего отделом
НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета)
Как университетские мины защитили Ростов
Во время Великой Отечественной войны в экспериментальных мастерских Ростовского (ныне Южного федерального) университета были сделаны почти все мины, оборонявшие Ростов в 1942 году, и как 70 лет назад в университет попала трофейная тетрадь с секретами создания атомной бомбы!
Практические работы по ее созданию начались в лабораториях Великобритании с конца 1940 года, т.е. раньше, чем в СССР, Германии и США. Наши службы внешних разведок НКВД и ГРУ получили первые достоверные сведения об этих работах уже в августе-сентябре 1941 года, но эта информация была доложена И.В. Сталину с большой задержкой – лишь в марте 1942 года! Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, немецкие войска быстро продвигались вглубь территории СССР, и военно-политическому руководству нашей страны тогда было не до поиска путей создания какого то «мифического» сверхоружия! Однако уже через несколько месяцев атомная проблема напомнила о себе из университета города Ростова-на-Дону самым неожиданным образом!..
Прикрывавшие Ростов мины были изготовлены в подвалах университета
Осенью 1941 года Ростовский госуниверситет (РГУ) вместе со всем оборудованием был срочно эвакуирован в столицу Дагестана – город Махачкалу. В 1941 году немцам удалось похозяйничать в Ростове всего неделю, а затем они были выбиты из города нашими войсками. Вскоре сотрудники и студенты возвратились в Ростов, а научно-учебное оборудование и станки пока были оставлены в Махачкале. Весь университет (кроме химфака) тогда был вынужден разместиться и работать в одном здании физико-математического (ныне экономического) факультета по улице Максима Горького, 100 (сейчас 88).
Военная ситуация вокруг города оставалась сложной. С декаб-ря 1941 года до середины июля 1942 года наши части держали оборону на реке Миус. Сдерживание неприятеля требовало применения огромного количества различных мин, а их катаст-рофически не хватало. Для устройства минно-взрывных заграждений на подступах к городу, уже в середине декабря 1941 года была сформирована специальная оперативно-инженерная группа Южного фронта под руководством легендарного полковника И.Г. Старинова.
Справка: Военный инженер Илья Григорьевич Старинов, 1900-2000 гг. – организатор и исполнитель уникальных диверсионных актов в тылу противника в Испании и во время Великой Отечественной войны. Именно он организовал минирование важных стратегических объектов мощными фугасными радиоминами перед сдачей нашими войсками Харькова в 1941 году, а затем в нужное время их дистанционный подрыв из Воронежа по закодированному радиосигналу. Под развалинами тогда погибли начальник харьковского гарнизона генерал Георг фон Браун и много других высших немецких офицеров, а работа харьковского транспортного узла дезорганизована на длительное время.
фото Старинова
Эта тайная операция была настолько секретной, что вплоть до начала 60-х годов ошибочно приписывалась деятельности мужественных харьковских подпольщиков.
После войны И.Г. Старинов стал доцентом, затем профессором и многие годы преподавал в высших учебных заведениях министерства внутренних дел и госбезопасности…
Для защиты Ростова командование наметило установить около семидесяти тысяч мин, пятьдесят шесть из которых предстояло сделать в Ростове. Однако прежде чем дать промышленным предприятиям заказ на серийное изготовление деталей новых мин, следовало усовершенствовать их конструкцию и разработать технологию производства. Для решения этих задач и организации процесса производства мин было решено задействовать экспериментальные мастерские РГУ.
Это подразделение РГУ было крупным научно-производственным и учебным предприятием еще до начала Великой Отечественной войны. Оно выпускало сложные физико-химические приборы, которые ранее ввозились из-за границы. Мастерские размешались в подвальных помещениях физико-математического факультета, и с самого начала войны помогали использовать разработки ученых университета для целей повышения обороноспособности нашей страны. Так, мой отец, И.И.Буйло, работая на кафедре экспериментальной физики физмата РГУ, участвовал в разработке светящегося в темноте люминофора, выпускаемого мастерскими для указателей бомбоубежищ. Тогда, сотрудничая с экспериментальными мастерскими РГУ, он и познакомился с И.Г. Стариновым.
По просьбе Старинова из полка народного ополчения был отозван «ростовский Кулибин» инженер С.В. Гриднев, который вскоре был назначен начальником специального секретного КБ по разработке мин при мастерских. Большой вклад в разработку новых минно-взрывных устройств и способов их применения внесли доценты физмата М.Г. Хапланов, А.А. Батырев и некоторые другие, математики, механики, физики и химики РГУ. Профессор Н.А. Трифонов помог наладить выпуск бутылок с зажигательной смесью и запалов к ним. Естественно, все эти работы в то время были строго засекречены, вследствие чего информация по ним (кроме списков с благодарностями за выполнение спецработ для фронта) в доступных архивах а, следовательно, справочниках, публикациях и на сайте университета отсутствует. О некоторых работах, выполненных для фронта М.Г. Хаплановым и А.А. Батыревым И.Г. Старинов написал моему отцу в письме от 04.10.1974 года:
«Уважаемый Иван Иванович! Начну с названия книги, которую редактировали М.Г.Хапланов и А.А. Батырев. Называется она «Минные заграждения и их преодоление. Часть 1 «Противотанковые и противопехотные минные заграждения». В книге 114 стр. 75 рисунков. Выпущена она была в марте 1942 г., а готовили ее всего только два месяца. …»
Сначала монтажом мин занимались приехавшие в Ростов вместе со Стариновым бывшие бойцы-интернационалисты Испанской республиканской армии во главе с Доминго Унгрия. Капитан Унгрия в 1936 году командовал в Испании диверсионным батальоном специального назначения, а затем, уже в чине подполковника, 14-м партизанским корпусом численностью в 3000 человек. После падения Испанской Республики эмигрировал в СССР. Испанцы самоотверженно трудились с утра и до самой ночи, собирая за сутки до сотни сложных мин. Однако рабочих рук все равно не хватало, и к монтажу секретных мин вместе с испанцами стали привлекать ростовчан, в основном девушек-комсомолок и подростков допризывного возраста.
В канун нового, 1942 года экспериментальные мастерские РГУ передали документацию и первые образцы новых мин промышленным предприятиям. Окончательную сборку мин производили в мастерских РГУ. Детали для мин и взрывателей стал поставлять завод Ростсельмаш, металлические корпуса для осколочных фугасов – завод Красный Аксай, а корпуса деревянных противотанковых и противопехотных мин – ростовская фабрика клавишных инструментов. По этому поводу в университете шутили, что нынешняя ростовская музыка врага не обрадует!

Comments are closed.

Close Search Window