31 марта 2021 года первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев принял участие в расширенном заседании Координационного совета Министерства науки и высшего образования РФ по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Заседание состоялось на базе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.

В мероприятии приняли участие Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ; Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли РФ; Михаил Погосян, председатель Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров, член Бюро Союза машиностроителей России, ректор ФГБОУ ВО «МАИ (национальный исследовательский университет)»; Андрей Рудской, председатель Координационного совета, ректор ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; Анатолий Александров, сопредседатель совета, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», председатели инженерных федеральных учебно-методических объединений, представители профильных федеральных ведомств, ведущих вузов, предприятий.

Темой заседания стали актуальные вопросы развития инженерного образования России в контексте задач, поставленных Президентом РФ.

Во вступительном слове Дмитрий Афанасьев подчеркнул большую роль Координационного совета как экспертной площадки для выработки совместного консолидированного профессионального мнения о путях развития инженерного образования и преодоления сложностей и барьеров.

«Мы находимся на очень важном этапе развития, когда от науки и образования требуется инновационный прорыв. Минобрнауки России разработало единый национальный проект в сфере высшего образования и науки на 2021–2030 годы — «Наука и университеты». Реализация единого национального проекта позволит на качественном уровне достичь к 2030 году показателя национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» по обеспечению присутствия России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Достижение данного показателя возможно при условии консолидации усилий и потенциала всех заинтересованных сторон, прежде всего научных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций реального сектора экономики. Безусловно, стратегические инициативы должны быть подкреплены изменениями в нормативно-правовой базе, которые позволят создавать и открывать для них новые возможности», — подчеркнул Дмитрий Афанасьев.

Важность тесной координации и кооперации промышленности с вузами отметил в своем выступлении и Владимир Гутенев.

«Обеспечение промышленных предприятий кадрами с высокими инженерно-техническими компетенциями является ключевым фактором успеха. Союз машиностроителей России уделяет решению данного вопроса большое внимание. Создана стройная система работы с талантливой молодежью – от Многопрофильной инженерной Олимпиады «Звезда», в которой принимают участие школьники, до форумов и научно-практических конференций, участниками которых становятся студенты и молодые специалисты. Кроме того, ведется активная работа по становлению национальной системы квалификаций. Она включает в себя, в частности, разработку и актуализацию профессиональных стандартов и открытие центров оценки квалификации».

По словам первого вице-президента Союза машиностроителей России, тесную связь между ведущими вузами и их индустриальными партнерами обеспечивают новые институты развития — научно-образовательные центры. В 2020 году было отобрано пять центров, большинство из которых – межрегиональные. На базе таких центров возможно выстроить современную модель исследований и разработок, готовить квалифицированных специалистов для решения масштабных научно-технологических задач.

Участники мероприятия обсудили концепцию и макет федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) четвертого поколения для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Было подчеркнуто, что модернизация ФГОС проходит в контексте задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в январе 2020 года.

Инновации ФГОС ВО четвертого поколения включают в себя индивидуализацию образовательных траекторий, в том числе по запросам предприятий тех регионов, где имеется дефицит инженерных кадров, обновление стандарта, учитывая приоритеты научно-технологического развития страны, «систему 2+», которая подразумевает возможность выбора студентом направления подготовки, начиная с третьего года обучения, а также «регуляторную гильотину», при которой государственно-общественная аккредитация частично заменяет государственную аккредитацию.

На заседании также были рассмотрены концепция укрупнения и повышения гибкости перечней специальностей и направлений подготовки инженерного образования, развитие системы федеральных учебно-методических объединений как основы системы качества высшего образования и определяющей роли координационных советов по областям образования.

Большое внимание было уделено вопросу подготовки инженерных кадров для цифровой экономики.

По мнению участников мероприятия, одним из приоритетных направлений качественного развития инженерного образования России в современных реалиях должно стать тесное взаимодействие вузов с научной сферой и промышленностью. Выработка новых идей и предложений экспертного сообщества по данной теме продолжится на следующих заседаниях Координационного совета.