Смоленский авиационный завод и Донской государственный технический университет представили на 15-м Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2021) две разработки: индукционный перегреватель пара и прототип промышленной пароплазменной горелки, работающей на жидком топливе. Проекты были выполнены по заказу АО «СмАЗ».
– Смоленский авиационный завод – постоянный участник МАКСа. В этом году впервые презентовали гражданскую продукцию, – рассказал генеральный директор АО «СмАЗ» Сергей Никольский. – Президент России поставил перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса задачу довести долю гражданской продукции в своем ассортименте до 30%, поэтому мы заключили договор с Донским гостехуниверситетом (член Ростовского регионального отделения «Союза машиностроителей России») по созданию инновационных продуктов. Уверен, что совместные разработки ДГТУ и СмАЗа будут востребованы на рынке.
Промышленная пароплазменная горелка предназначена для выработки тепловой энергии при сжигании жидкого топлива с максимально возможным КПД. В разработке научного коллектива ДГТУ и СмАЗа реализован принцип внутрицикловой газификации топлива – перевод топлива в газообразное состояние перед воспламенением. Эта технология позволит экономить топливо и сократить вредные выбросы от использования горючих веществ при полном сохранении теплопроизводительности.
В конструкцию пароплазменного устройства включены электрические малогабаритные генераторы перегретого пара и плазмы, ранее не применявшиеся в жидкотопливных горелках. Принцип работы устройства следующий. Перегретый пар при контакте с жидким топливом образует мелкодисперсную горючую смесь, а воздействие электромагнитной плазмы на реагенты создает в камере сгорания условия для реакций с образованием водорода. С учетом электрического происхождения пара и плазмы тепловой процесс в камере полностью контролируется.
В качестве топлива используются отходы нефтедобычи и нефтепереработки: мазут, отработанное масло.
Другой инновационный проект – индукционный перегреватель пара – предназначен для преобразования электрической энергии в тепловую энергию насыщенного и перегретого пара. Прибор производит пар посредством самого эффективного метода преобразования энергии – индукции.
Устройство способно производить от 60 до 320 кг пара в час, в зависимости от исполнения. Разработка предназначена для использования на производстве, где необходимы пар и равномерный прогрев – в различных сферах промышленности: нефтяной, энергетической, фармацевтической, легкой, а также в ЖКХ, сельском хозяйстве и строительной отрасли.
– Представленные на выставке экспонаты – перегреватель пара и пароплазменная горелка – результат успешной совместной работы ученых вуза и инженеров предприятия. Уникальность конструктивных решений делает разработки перспективными для поставки не только на внутренний рынок теплоэнергетики, но и за рубеж, – отметил ректор ДГТУ Бесарион Месхи.
15-й Международный авиационно-космический салон (МАКС-2021) проходит в городе Жуковском Московской области с 20 по 25 июля.
Напомним, Международный авиационно-космический салон проводится в России с 1993 года. Организаторами МАКСа являются Минпромторг РФ и ГК «Ростех», устроителем – АО «Авиасалон».
Каждые два года в Жуковском в комплексе, созданном на базе аэродрома Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, открывается выставка достижений авиационно-космического комплекса России и ярмарка новейшей авиатехники ведущих стран мира.
В рамках деловой программы проводятся демонстрационные полеты для специалистов. Кроме того, МАКС организует масштабные авиашоу для гостей с участием более восьми десятков воздушных судов и лучших российских и зарубежных пилотажных групп.
Источник: https://donstu.ru/news/nauka/dgtu-i-smolenskiy-aviatsionnyy-zavod-predstavili-na-maks-2021-sovmestnye-razrabotki-dlya-teploenerge/