Новости|

В рамках авиасалона МАКС-2021 состоялся диалог конструкторов и летчиков, посвященный мастерству пилотажа на МиГ-29 и авиационному двигателю РД-33 разработки санкт-петербургского предприятия АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха, член Союза машиностроителей России). Летчики знаменитой авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» рассказали об особенностях эксплуатации и возможностях двигателя, обеспечивающих российским пилотам превосходство в воздухе.

В этом году авиационной группе высшего пилотажа «Стрижи» исполнилось 30 лет. Сегодня в их арсенале более 30 фигур высшего пилотажа. Летчики выполняют групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29 с двигателями разработки ОДК-Климов. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест», «крыло» и др. МАКС-2021 — первый авиасалон, на котором группа выступила в максимальном составе — фигуры выполняли сразу девять машин (ранее максимальная группа составляла шесть самолетов). «Стрижи» представили сложнейшую программу с перестроениями, которые выполнялись на глазах у зрителей. «Это происходит благодаря возможностям самолета и двигателя, который имеет такую тяговооруженность», — отметил Сергей Осяйкин, ведущий группы, летчик-снайпер, гвардии полковник.

Штурман группы майор Сергей Синькевич рассказал о том, как проходит подготовка «Стрижей» и как именно удалось собрать уникальную команду из девяти идеально синхронизированных летчиков: «Это тяжелый труд. К примеру, на подготовку двух новых летчиков для команды ушло два года. Важно отметить колоссальный труд инженерно-технического состава по подготовке 10 самолетов (один — запасной). Впервые в истории «Стрижи» выступали на таком невероятном уровне — 9 летчиков и 10 машин». Он подчеркнул, что вся программа, которую зрители увидели на МАКСе, это результат колоссального труда всей команды «Стрижей», все что было придумано и сделано – все это было реализовано по инициативе летчиков.

Сергей Осяйкин представил машину, на которой работают «Стрижи», — знаменитый МиГ-29, рассказал о полетной программе МАКС-2021, а также о том, какие возможности дает двигатель РД-33 и какие фигуры можно выполнять благодаря ему и системе автоматического управления (САУ). «Я считаю МиГ-29 лучшим самолетом: он безотказный, надежный, ремонтопригодный. Все это благодаря тем возможностям, которые заложили в него конструкторы. Его вооруженность, разгонные характеристики позволяют выполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа. Некоторые элементы, такие как, например, колокол (когда самолет стремительно набирает высоту, а потом как бы застывает в воздухе носом вверх под углом 70 градусов, и плавно опускается вниз, «рисуя» в небе очертания колокола), двигатель позволяет выполнить благодаря высокой газодинамической устойчивости».

Всеволод Елисеев, генеральный конструктор ОДК-Климов, рассказал об истории предприятия, разработке самолетных, вертолетных, танковых двигателей и даже факела для Олимпиады, а также о пути, который привел к созданию РД-33 в конце 70-х гг., и о новых модификациях двигателя этого семейства.

Дмитрий Юрченко, директор программы РД-33, главный конструктор ОДК-Климов, подчеркнул важность общения конструкторов и производителей техники с теми, кто её эксплуатирует, рассказал о развитии направления сервиса ОДК-Климов по сопровождению двигателей по всему миру, а также об отличиях и преимуществах корабельной модификации двигателя РД-33МК.

Андрей Удодов, заместитель директора программы-заместитель главного конструктора дирекции программы САУ ОДК-Климов, отметил, что современные электронные системы САУ типа БАРК повышают надежность силовой установки и помогают в управлении двигателем. «Мы разработали для самолетов МиГ-29, которые эксплуатируются «Стрижами», электронные системы автоматического контроля и управления двигателем. Работа по переоборудованию и адаптации длилась несколько месяцев. «Стрижи» работают в уникальных условиях — в группе есть как более возрастные, так и новые машины, летчики идут в максимально плотном строю на расстоянии метра. Мы доработали систему для обеспечения требуемой приемистости, адаптировали элементы управления, чтобы летчики думали о пилотаже, а не о ресурсах двигателя. Новый БАРК-88 позволяет сберечь ресурс горячей части, снизить вероятность съема в ремонт и значительно увеличивает объем контроля как в процессе полета, так и после. За счет того, что БАРК собирает всю информацию по двигателю, когда самолет садится, коллеги из инженерно-авиационной службы могут провести экспресс-диагностику с помощью системы КПА-88 менее чем за 10 минут», — пояснил Андрей Удодов.

Летчики «Стрижей» подтвердили, что благодаря БАРК все, о чем им надо думать во время выполнения фигур высшего пилотажа, — это о том, как удержать место в строю. Как подчеркнул майор Василий Дудников«с летчика снялась головная боль на тему того, как работает двигатель. Снялись многие ограничения. Раньше нам приходилось менять самолеты местами в зависимости от их технического состояния. Теперь после первого полета можно снять показания, внести изменения и подстроить самолеты под те задачи, которые требуются. Теперь возможности по пилотированию ограничиваются не техникой, а возможностями человеческого организма выдерживать нагрузки».

Источник: https://soyuzmash.ru/news/companies-news/strizhi-rasskazali-o-preimushchestvakh-dvigatelya-rd-33/

Comments are closed.

Close Search Window