К приближающемуся 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Союз Машиностроителей России принял решение о реализации проекта «В памяти — Великая Победа». Проект направлен на сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, развитие активной гражданской позиции и формирование нравственных ценностей на примерах подвига героев фронта и тружеников тыла.
Ростовское региональное отделение «Союза Машиностроителей России» сообщает, что новочеркасцы поддержали проект Союза машиностроителей России — «В памяти Великая победа», посвященного 75-летию знаменательной даты. Проект в Новочеркасске проходит совместно с МУП РГ «Новочеркасские ведомости» и МУП «Донская столица». Особенностью проекта является его дистанционность.
Перелистать легендарные страницы истории машиностроительных предприятий Дона, внесших огромный вклад в победу на фронте и в тылу, посмотреть кадры кинохроники можно будет на как сайте нашего регионального отделения, так и в социальных сетях.
Военные будни авиаторов Таганрога
В мае 1941 года таганрогские авиастроители (нынешний ТАНТК им Бериева) переходит на суточный план-график выпуска истребителей, и к началу войны ежедневно с завода улетало в боевые части по несколько самолетов. Впервые в долгой истории предприятия стали строить истребители…
Одной из любимых песен довоенной поры была «Если завтра война». Молодежь серьезно готовила себя не только к труде, но и к войне, овладевала военными специальностями. Необычайно велик был патриотический порыв, и все-таки война пришла неожиданно и внезапно. А 1941 год для завода был необычным. Именно тогда заводу было поручено в кратчайшие сроки освоить строительство новейшего фронтового истребителя ЛАГГ-3.
22 июня 1941 года навсегда вошло в историю нашего народа, как начало тяжкой поры, невиданного сурового испытания молодой страны Советов на прочность и жизнеспособность. В понедельник, 23 июня, на заводе прошли митинги трудящихся, многие отправились в военкомат. Тогда сотни заводчан ушли на фронт, но еще больше задержала «бронь». Работники оборонных заводов получали отсрочку от армии. Они были нужнее здесь на заводе.
25 июня на участках и отделах завода прокатилась мощная волна митингов. Рабочие и служащие не только выражали свой гнев перед фашистами, прервавшими мирную жизнь, но брали на себя повышенные обязательства, многие просили отправить их на фронт. 4 июля после выступления по Всесоюзному радио И.В. Сталина, состоялся грандиозный общезаводской митинг. В резолюции этого митинга в частности, говорилось «Безгранична наша ненависть, непоколебима наша решимость раздавить фашистскую гадину. Обязуемся работать по-иному, перестроиться на военный лад…».
Страшное лето сорок первого запомнилось заводчанам старшего поколения и переходом на круглосуточную работу без выходных до 12 часов в смену, и первыми «похоронками» на родных и близких, павших на поле боя, и приходом на завод совсем еще мальчишек и девчонок, и возвращением ветеранов, ушедших на заслуженный отдых. На завод были направлены недоучившиеся студенты авиационного техникума, ученики ремесленного училища № 2. Они встали к станкам и стапелям и вместе с кадровиками ковали оружие тогда еще такой далекой Победы.
Работа велась в затемненных цехах, рабочие места освещались днем и ночью только индивидуальными светильниками. Несмотря на начавшиеся налеты немецкой авиации (завод они не бомбили), но свист и вой моторов и сирен сильно трепали нервы. Но паники не было, сохранялась высокая дисциплина. Неявка на работу считалось чрезвычайным происшествием. Ни один станок не простаивал в те дни и месяцы.
Но каждый день приносил новые тяжелые сводки с фронта. Наши войска с тяжелыми боями отступали, война приближалась к Таганрогу. В июле по призыву горкома партии был сформирован рабочий истребительный батальон, куда вошли и многие работники завода Л.А. Барыкин, В.В. Белкин, Я.И. Сердюков, А.К. Кондаков и другие. В Ростов летчики перегоняли самолеты своим ходом, а обратно в Таганрог возвращались на полуторке.
Тогда на заводе было 15 летчиков-испытателей. Среди них выделялись А.И. Смоловик, П.Я. Моисеенко, М.И. Иванов (будущий Герой Советского Союза), И.Т. Ермащенко, С.Г. Плыгунов (отличившийся в боях в Испании 1936-1938гг., будущий генерал-майор авиации), М.В. Цепилов, Любченко, А.П. Чернобуров, а также прибывшие из уже захваченного врагом Киева В.Г. Мареев, Степанов, В.И. Яворский и другие.
2 сентября 1941 года при выполнении испытательного полета на ЛАГГ-3 погиб Василий Николаевич Гузеев. Его похоронили на местном кладбище.
Заводские летчики-испытатели не только в эти трудные дни испытывали новые истребители и перегоняли их в Ростов, где сдавали в авиабригаду полковника С.А. Красовского, но и принимали участие в защите Таганрога от рвавшихся к городу фашистов со стороны Мариуполя.
Несколько боевых вылетов тогда совершили С.Г. Плыгунов, И.Т. Ермащенко, М.И. Иванов. В первые дни эвакуации в октябре 1941 года, вылетев, на перехват фашистского самолета «Хе-111», был сбит летчик капитан Степанов. Самолет его упал в воду в районе села Петрушино. Но тогда никто извлечением останков самолета и пилота заниматься не стали. Это сделали уже после освобождения города в 1943 году.
#СоюзМаш #СоюзМашРостов #темановости